Интервью с министром образования. О ЦТ, вступительной кампании 2015, о новых специальностях и т.д.
Скоро начнется вступительная кампания. Известно ли уже, сколько студентов планируют принять вузы? Что изменится по сравнению с прошлым годом?
"Первое и, наверное, самое главное, что интересует абитуриентов, - пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут. Минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту, останется прежним. Другое дело, что мы немного изменим подход, будет введено понятие профильного предмета, изменится продолжительность периода подачи документов - время для подачи в основной период поступления увеличится, и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения. В принципе, коренные и существенные реформы будем вводить не менее чем за год. То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, не произойдет.
Что касается плана набора на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. Надо сказать, что в этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число."
Когда у абитуриентов появится возможность подавать документы сразу в несколько вузов?
"Если кратко, то на данном этапе этот вопрос не будет изменен. То есть в этом и следующем учебном году абитуриент должен подавать документы в конкретный вуз и сдавать конкретные вступительные экзамены в то учебное заведение, которое он выбрал. В перспективе - может быть, мы к этому придем и появится возможность подавать документы в несколько вузов сразу, но пока нет.
Михаил Анатольевич, думаю, этот вопрос хотели бы задать очень многие выпускники и их родители. Зачем мучить выпускников двумя экзаменационными турами: сначала в школе, а буквально через несколько дней экзаменовать по тем же предметам на ЦТ? Давно уже звучат предложения оставить один этап. Например, как в России, где ЕГ является одновременно и выпускным экзаменом, и вступительным. Каково ваше отношение к такому предложению?
Что касается объединения школьных и вступительных экзаменов, то мне кажется, что этот вопрос пока преждевременный, потому что экзамены в школе должны продемонстрировать уровень усвоенных знаний учеников по всем предметам за школьную программу обучения. При поступлении же абитуриент должен продемонстрировать знания по определенным предметам, которые необходимо знать в данном вузе. Это немного разные задачи.
В Беларуси после окончания 11-го класса не все абитуриенты стараются поступить в вузы. Часть из них идет в средние специальные учреждения, часть - выбирает работу. Зачем их мучить подготовкой к поступлению? Именно поэтому у нас разграничены экзамены за школу, гимназию или общеобразовательный лицей и вступительные испытания. Ведь централизованное тестирование - это форма, которая хороша именно для вступительных испытаний. Она уничтожила на корню все коррупционные проявления. А то, что она организована на основе педагогических тестов, помогает провести независимый конкурс при поступлении в учреждения высшего образования.
Объединить школьные и вступительные экзамены, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле это сложная задача. Но будем думать. Раз люди задают вопросы - будем анализировать.
По поводу сдачи трех или пяти тестов ЦТ - здесь тоже непростой вопрос. На сегодня можно сказать, что надо все-таки и ребенку, и родителям более глубоко вникать в будущую профессию. Наверное, надо на более раннем этапе определяться с выбором профессии. Хотя не исключаю, что, может быть, в дальнейшем мы к этому вопросу вернемся и будут какие-то подвижки в направлении изменения количества тестов ЦТ. В ближайшую кампанию этого не будет. Но будем думать, потому что нет абсолютно правильной и совершенной системы. Надо всегда совершенствоваться и идти вперед.
Но хотелось бы подчеркнуть, что правила игры будут определены заранее. Как минимум за год о новых правилах будет объявлено."
В этом году какие новые специальности откроются в ссузах и учреждениях профтехобразования?
"Мы вводим несколько новых профессий и специальностей. Например, в учреждениях профтехобразования будет открыта подготовка по новым профессиям (по которым подготовка в учреждениях профтехобразования не осуществлялась): изготовитель мороженого (Слуцкий государственный колледж), оператор механизированных и автоматизированных складов, агент по организации обслуживания автомобильных перевозок (Минский государственный профессиональный лицей №2 легкой промышленности).
В 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность "программируемые мобильные системы" в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию "техник-электроник". Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации министерств и ведомств.
А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: "обслуживание и эксплуатация жилых домов" - это была заявка Министерства жилищно-коммунального хозяйства; "микро- и наноэлектронные технологии и системы" (заявка ОАО "Интеграл"), "электроника механических транспортных средств" (заявка Министерства промышленности), "мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)" - по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода."
Будучи много лет первым проректором главного вуза страны, вы как никто знаете проблемы высшей школы. Сейчас все чаще на разных уровнях высказываются мнения, что отбор при поступлении в вузы должен быть более жестким. Тогда в вузы придут действительно самые подготовленные ребята, а значит, и качество специалистов на выходе будет выше. И диплом о высшем образовании будет цениться и т.д. Каково ваше мнение по этому вопросу?
"Сколько существует высшее образование, столько времени идут разговоры, что надо ужесточать или изменять требования, чтобы приходили более сильные абитуриенты. Исходя из своего опыта работы в университете могу сказать, что студенты у нас весьма достойные и знания у них очень неплохие. А более жесткие условия приема или более мягкие, это понятие относительное. Все нужно сопоставлять с тем периодом времени, когда абитуриент поступает в учебное заведение, и с теми вступительными экзаменами, которые существуют. Абсолютно точных и правильных оценок при поступлении в высшее учебное заведение нет. Каждый университет должен учитывать свою специфику, к тому же в стране их работает большое количество. Есть определенные рейтинги, баллы, поступление на основе отбора... Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставить вопрос об ужесточении каких-то требований не совсем правильно."
Михаил Анатольевич, скажите, пожалуйста, стоит ли ожидать повышения платы за высшее образование? Я сама учусь на платном, и младший брат тоже.
"Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс."
Мой сын в этом году заканчивает 9-й класс. Раньше шел разговор о том, чтобы отменить экзамены за 9-й класс, так как смысла в них мало. Так все-таки отменят их или нет? И нужно ли будет при поступлении в 10-й класс иметь аттестат со средним баллом выше 7?
"В нынешнем году, а точнее летом 2015 года, никаких изменений в выпуске 9-го класса не произойдет. В соответствии с постановлением Министерства образования в 2014/2015 учебном году учащиеся 9-х классов будут сдавать три выпускных экзамена в письменной форме - по белорусскому и русскому языкам и математике.
Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-й профильный класс в следующем учебном году. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы, где все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне. Набор в них остается без изменений.
А еще добавлю, что в некоторых учреждениях образования мы проводим в этом учебном году экспериментальный проект по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения на второй ступени общего среднего образования. После его окончания, но не раньше, мы сможем принимать решение, по какой модели проводить выпускные испытания в 9-м классе.
Напомню также, что обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято.
Единственное добавление касается языка национального меньшинства. С 2014-2015 учебного года выпускной экзамен по языку национального меньшинства - польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет) - включен в перечень выпускных экзаменов за 9-й класс. Речь идет о выпускниках, которые проходят обучение в четырех учреждениях образования: двух школах с польским языком обучения и воспитания в Гродно и Волковыске и двух школах с литовским языком обучения в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелеса Вороновского района Гродненской области.
В настоящее время в республике функционируют 3175 учреждений общего среднего образования, в том числе 216 гимназий, 28 лицеев."